Поправки к проекту федерального закона № 59728-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
ПОПРАВКИ
к проекту федерального закона № 59728-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.Р.Качкаевым, А.Г.Сидякиным, Е.Л.Николаевой, В.В.Потомским, В.В.Соболевым, В.Е.Булавиновым, С.В.Журавлевым, членами Совета Федерации С.М.Киричуком, А.Ю.Молчановым, принятый в первом чтении 8 июня 2012 г.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В законопроект предлагается внести следующие поправки.
1. Статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 13, ст. 14, ст. 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 17, ст. 1756; № 20,
ст. 2251; № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 39, ст. 4542; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6153; 2010, № 19, ст. 2278; № 31, ст. 4206; № 49, ст. 6424; 2011, № 23,
ст. 3263; № 30, ст. 4590) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 61 следующего содержания:
«61) организуют систему обеспечения своевременного проведения капитальных ремонтов общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений на капитальный ремонт, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств»;
2) часть 1 статьи 4 дополнить пунктом 14 следующего содержания:
«14) уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, формирования и использования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;»
3) в статье 12:
а дополнить пунктом 164:
«165) осуществление мониторинга за использованием и обеспечением сохранности жилищного фонда в Российской Федерации, контроль за соблюдением требований федерального законодательства в этой сфере,;
в) дополнить пунктом 101 следующего содержания:
«101) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме »;
4) статью 13 дополнить пунктами 82 и 83 следующего содержания:
«82) организация и обеспечение функционирования региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации;
83) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;»;
5) в статье 36:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
11. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности денежные средства, сформированные за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и процентов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с просрочкой уплаты таких взносов, находящиеся на номинальном счете многоквартирного дома, а также проценты и иные доходы на эти средства. Действие положений статей 37, 38 и частей 1 и 2 статьи 39 настоящего Кодекса распространяется на указанное в настоящей части общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.»;
б) дополнить частью 12 следующего содержания:
«12. Права требования к региональному оператору, возникшие в связи с передачей в собственность регионального оператора взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме собственников помещений в многоквартирном доме и процентов, уплаченных в связи с просрочкой перечисления таких взносов на счет регионального оператора, являются общими правами требования собственников помещений в этом многоквартирном доме. К данным правам требования применяются положения статей 37, 38 и частей 1 и 2 статьи 39 настоящего Кодекса. Указанные в настоящей части права требования к региональному оператору и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, указанное в части 11 настоящей статьи, составляют фонд капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме (далее – фонд капитального ремонта многоквартирного дома).»;
6) в статье 37:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
11. Доля в праве общей собственности на общее имущество, указанное в части 11 статьи 36 настоящего Кодекса, а также доля в праве, указанном в части 12 статьи 36 настоящего Кодекса, собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру вклада собственника этого помещения в это имущество (имущественные права).»;
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в данном доме, а также доля в общем праве требования нового собственника такого помещения к региональному оператору равна доле в праве общей собственности на указанное имущество и доле в общем праве требования к региональному оператору прежнего собственника такого помещения.»;
8) часть 1 статьи 38 изложить в следующей редакции:
«1. При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности, указанном в части 11 статьи 36 настоящего Кодекса, а также доле в общем праве требования, указанном в части 12 статьи 36 настоящего Кодекса.»;
9) в части 2 статьи 44:
а) пункт 1 после слов «доме» дополнить словами: «, об использовании фонда капитального ремонта многоквартирного дома»;
б) дополнить пунктами 11 и 12 следующего содержания:
«11) принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в части превышения над установленным минимальным размером такого взноса, обязательном размере фонда капитального ремонта многоквартирного дома, в случае установления минимального размера фонда капитального ремонта многоквартирного дома субъектом Российской Федерации, выборе лица, уполномоченного на открытие номинального счета многоквартирного дома и совершение операций с денежными средствами на этом счете;
12) принятие решения о получении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита (займа) на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, существенных условиях такого кредита (займа), о получении указанными лицами гарантии, поручительства по такому кредиту (займу) и условиях получения такой гарантии (поручительства), а также о погашении за счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома такого кредита (займа), использованного на оплату расходов по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, уплате процентов за пользование таким кредитом (займом), оплате за счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома расходов на получение указанной гарантии (поручительства);»
10) Подпункт 5 части 2 статьи 153 после слова «помещение» дополнить словами «с учетом особенностей, установленных подпунктом «в» части 2 статьи 158 настоящего кодекса».
11) в статье 154 часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – взнос на капитальный ремонт);
3) плату за коммунальные услуги.»;
12) статью 155 дополнить частью 16 следующего содержания:
«16. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт определяются статьей 171 настоящего Кодекса. Особенности ответственности собственников помещений в многоквартирном доме за неуплату или просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт определяется статьей 172 настоящего Кодекса.»;
13) статью 156 дополнить частью 81 следующего содержания:
«81. Размер взносов на капитальный ремонт определяется в порядке, предусмотренном статьей 169 настоящего Кодекса.»;
14) в статье 158:
а) часть 1 после слов «жилого помещения» дополнить словами и взносов на капитальный ремонт.»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Оплата расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт многоквартирного дома) осуществляется за счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома, а также за счет иных источников.»;
в) часть 3 после слов «дома» дополнить следующими словами : «,а также обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт, не исполненная прежним собственником.»;
г) часть 4 после слов «ремонт жилого помещения» дополнить следующими словами «(за исключением взносов на капитальный ремонт)»;
15) дополнить статью 159 частью 61 следующего содержания:
«61. При определении прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и уплачивающих в соответствии с настоящим Кодексом взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, на субсидии и расчете их размеров при применении указанных в части 6 настоящей статьи региональных стандартов к размеру регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг прибавляется размер взноса на капитальный ремонт, определенный как произведение установленного законом субъекта Российской Федерации обязательного минимального размера взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома и общей площади жилого помещения такого собственника исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий.»;
16) пункт 2 части 1 статьи 165 исключить;
17) Дополнить Кодекс разделом IX следующего содержания:
«Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте многоквартирных домов и порядке его финансирования
Статья 166. Капитальный ремонт многоквартирного дома
1. Капитальный ремонт многоквартирного дома или отдельные виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома проводятся по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено настоящим Кодексом.
2. Перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет фонда ремонта многоквартирного дома сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, включает проведение следующих видов работ:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш, включая переустройство невентилируемых крыш на вентилируемые, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа)
7) ремонт фундаментов многоквартирных домов.
3. Законом субъекта Российской Федерации перечень работ по капитальному ремонту, которые могут финансироваться за счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного законом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами работ.
4. Перечень работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется законом субъекта Российской Федерации.
Статья 167. Региональные системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
1. Региональная система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – это совокупность правовых, экономических и организационных мер, принимаемых субъектами Российской Федерации в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации за счет собственников помещений в таких домах, а также мер государственной и муниципальной поддержки проведения капитальных ремонтов (далее – региональная система капитального ремонта).
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, направленные на организацию и обеспечение функционирования региональных систем капитального ремонта. При этом указанными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом устанавливаются:
1) минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома;
2) перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, а также перечень работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки;
3) порядок формирования фонда ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых не приняли решения о способе формирования фонда ремонта многоквартирного дома или такие решения не были реализованы;
4) порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
5) порядок создания оператора региональных систем капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (регионального оператора), формирования его имущества и порядок деятельности регионального оператора;
6) порядок предоставления государственной поддержки капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, включая предоставление гарантий (поручительств) по кредитам;
7) условия включения многоквартирных домов в региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов;
8) порядок раскрытия информации об объеме и использовании средств, предназначенных для финансирования расходов по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение такой информации;
9) порядок возврата средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, собственникам помещений в многоквартирном доме
в случае признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
10) порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечения их сохранности.
Статья 168. Взносы на капитальный ремонт
1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны формировать фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме путем внесения обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Взносы на капитальный ремонт не вносятся собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
3. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный обязательный размер фонда ремонта многоквартирного дома, при этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе увеличить обязательный размер фонда капитального ремонта этого дома. По достижении обязательного размера фонда капитального ремонта дома обязанность собственников помещений многоквартирного дома по внесению взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников помещений, которые на этот момент имеют задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт, приостанавливается.
Статья 169. Размер взноса на капитальный ремонт
1. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в расчете на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения в многоквартирном доме, и может быть дифференцирован по муниципальным образованиям с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, а также нормативных сроков эффективной эксплуатации соответствующих элементов конструкций и инженерных систем до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных периодов), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома..
2. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса.
3. Органы местного самоуправления, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома при непосредственном управлении многоквартирным домом, обязаны предоставлять полномочным органам государственной власти субъектов Российской Федерации сведения, необходимые для расчета минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Статья 170. Способы формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома
1. Фонд капитального ремонта многоквартирного дома формируется за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в таком доме, процентов, уплаченных в связи с просрочкой уплаты таких взносов собственниками помещений, процентов, начисляемых по договору номинального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на номинальном счете, , а также иных доходов на средства, сформированные за счет взносов на капитальный ремонт.
2. Формирование фонда капитального ремонта осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи одним из способов, выбранным собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае если решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не было принято собственниками помещений в многоквартирном доме или принятое решение не было реализовано, фонды капитального ремонта таких многоквартирных домов формируются способом, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать один из следующих способов формирования фонда ремонта многоквартирного дома:
1) накопление взносов на капитальный ремонт на номинальном счете, бенефициарами по которому являются собственники помещений в многоквартирном доме (далее – номинальный счет многоквартирного дома);
2) передача взносов на капитальный ремонт в собственность регионального оператора на возвратной основе. Собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать этот способ формирования фонда ремонта многоквартирного дома, в случае если в субъекте Российской Федерации создан региональный оператор, имеющий право осуществлять соответствующую деятельность.
4. В случае если собственники в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда ремонта многоквартирного дома на номинальном счете многоквартирного дома, решение общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме должны установить размер фонда ремонта многоквартирного дома, требующийся для оплаты стоимости капитального ремонта этого многоквартирного дома, предусмотренного региональной программой капитального ремонта, к установленному региональной программой сроку проведения такого капитального ремонта, а также источники формирования данного фонда. При этом доля, сформированная за счет взносов на капитальный ремонт в данном доме должна быть не менее 30 процентов размера фонда ремонта этого многоквартирного дома.
5. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда ремонта многоквартирного дома или выбранный ими способ не был реализован, формирование фондов ремонта таких многоквартирных домов может осуществляться одним из следующих способов:
1) накопление взносов на капитальный ремонт на номинальном счете многоквартирного дома, открываемым региональным оператором,
2) передача взносов на капитальный ремонт региональному оператору в собственность на возвратной основе;
6. В течение срока, установленного субъектом Российской Федерации, но не менее, чем в течение шести месяцев после официального опубликования закона субъекта Российской Федерации об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт, собственники помещений в многоквартирном доме, которые несут обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, должны принять решение об определении способа формирования фонда ремонта многоквартирного дома и реализовать его.
7. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока, указанного в части 5 настоящей статьи созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда ремонта этого дома, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
8. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок не выбрали способ формирования фонда ремонта многоквартирного дома или выбранный ими способ не был реализован, уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, региональный оператор принимают решения и совершают действия, предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, направленные на организацию формирования фонда капитального ремонта такого многоквартирного дома.
9. Денежные средства, составляющие фонд ремонта дома могут находиться на номинальных счетах многоквартирных домов, открытых в российских кредитных организациях, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Российской Федерации или Банку России, в размере, позволяющем определять решения указанных кредитных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания их учредителей (участников), а также в банках, образующих с ними, в соответствии с нормами антимонопольного законодательства Российской Федерации, группу лиц. Банк России ежеквартально размещает информацию о банках, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Статья 171. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт
1. При формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома у регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме вносят взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
2. В случае формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на номинальном счете этого многоквартирного дома, открытом региональным оператором, взносы на капитальный ремонт вносятся на такой номинальный счет.
3. В случае формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем передачи взносов на капитальный ремонт в собственность регионального оператора, взносы на капитальный ремонт вносятся на расчетный счет регионального оператора.
Статья 172. Ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт
1. Собственники помещений в многоквартирном доме просрочившие исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, обязаны уплатить проценты в размере одной трехсотой действующей на момент оплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не перечисленных в срок сумм начисленных взносов за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока перечисления по день фактического перечисления включительно.
2. Уплата процентов за ненадлежащее выполнение обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется в порядке, предусмотренном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Статья 173. Контроль за формированием фонда капитального ремонта многоквартирного дома
1. Владелец номинального счета многоквартирного дома, обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта дома, копию решения о выборе способа формирования фонда ремонта многоквартирного дома, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также справку банка об открытии номинального счета многоквартирного дома.
2. Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о многоквартирных домах, осуществляющих формирование фонда ремонта многоквартирного дома у регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
3. Владелец номинального счета многоквартирного дома обязан представлять в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере остатка средств на номинальном счете многоквартирного дома органу государственного жилищного надзора.
4. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также реестр номинальных счетов многоквартирных домов, в случае его создания на территории субъекта Российской Федерации, и информирует орган местного самоуправления и регионального оператора, о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда ремонта дома и (или) не реализовали его.
Статья 174. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома
1. Способ формирования фонда ремонта многоквартирного дома может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, с учетом особенностей, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. В случае, если на проведение капитального ремонта многоквартирного дома предоставлен и не возвращен кредит (заём), или имеется иная задолженность по оплате выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежащая погашению за счет фонда ремонта многоквартирного дома, изменение способа формирования фонда ремонта такого дома не допускается.
3. В случае если в многоквартирном доме формирование фонда ремонта многоквартирного дома осуществляется путем передачи взносов на капитальный ремонт в собственность регионального оператора, для изменения способа формирования фонда ремонта такого дома собственники помещений должны установить взнос на капитальный ремонт в размере, достаточном для формирования фонда ремонта многоквартирного дома в размере, требующемся для оплаты стоимости капитального ремонта этого многоквартирного дома, предусмотренного региональной программой капитального ремонта, к установленному региональной программой сроку проведения такого капитального ремонта.
4. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда ремонта многоквартирного дома в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу номинального счета многоквартирного дома, на который ранее перечислялись взносы на капитальный ремонт такого дома, или региональному оператору, которым ранее перечислялись такие взносы.
Статья 175. Использование фонда ремонта многоквартирного дома
1. Фонд ремонта многоквартирного дома может использоваться на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, на разработку проектной документации, сметы на такие работы, на оплату услуг по строительному контролю, на погашение кредитов и займов, полученных и использованных на оплату указанных работ (услуг), а также процентов за пользование такими кредитами (займами), оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам и займам. При этом за счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного законом субъекта Российской Федерации, могут финансироваться только работы, перечисленные в части 2 статьи 166 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, использованных на оплату таких работ, и проценты за пользование этими кредитами.
2. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, средства фонда ремонта дома используются собственниками помещений в таком многоквартирном доме на цели сноса или реконструкции указанного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса, а в случае изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в таком доме средства фонда ремонта дома распределяются между собственниками помещений пропорционально внесенным ими взносам на капитальный ремонт.
Глава 16. Формирование фонда ремонта многоквартирного дома на номинальном счете многоквартирного дома
Статья 176. Номинальный счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома
1. Номинальный счет многоквартирного дома открывается для формирования фонда ремонта многоквартирного дома в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом.
2. Бенефициарами по договору номинального счета многоквартирного дома являются собственники помещений в многоквартирном доме. Права на денежные средства на номинальном счете многоквартирного дома принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности пропорционально внесенным ими на такой счет денежным средствам. Денежные средства каждого бенефициара учитываются на специальных разделах номинального счета многоквартирного дома.
3. Владельцем номинального счета многоквартирного дома в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом может быть:
1) товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом;
2) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом,
3) управляющая организация, осуществляющая оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или один из собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на открытие номинального счета многоквартирного дома и совершение операций с денежными средствами на этом счете большинством собственников помещений в этом доме – для многоквартирного дома, управляемого непосредственно собственниками помещений в данном доме.
4. В случае если в субъекте Российской Федерации создан региональный оператор, осуществляющий деятельность по аккумулированию на номинальных счетах многоквартирных домов взносов на капитальный ремонт и совершению операций с денежными средствами на таких номинальных счетах, собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца номинального счета такого дома независимо от реализуемого способа управления в этом доме. Региональный оператор может быть владельцем номинального счета многоквартирного дома в случае, если собственники помещений в этом доме не приняли решение о способе формирования фонда ремонта многоквартирного дома или не реализовали такое решение.
5. Формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома может осуществляться только на одном номинальном счете.
6. Договор номинального счета многоквартирного дома является бессрочным.
7. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит право на долю в общей собственности на денежные средства предыдущего собственника такого помещения, находящиеся на номинальном счете многоквартирного дома.
Статья 177. Особенности открытия номинального счета многоквартирного дома
1. Лицо, которое может быть владельцем номинального счета многоквартирного дома в соответствии с настоящим Кодексом, открывает номинальный счет многоквартирного дома в банке, определенном решением общего собрания собственников помещений в этом доме и отвечающем требованиям, установленным частью 8 статьи 170 настоящего Кодекса, и совершает операции с денежными средствами на этом счете на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом, договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устава товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
2. Региональный оператор, собственник помещения в многоквартирном доме, уполномоченный на открытие номинального счета многоквартирного дома и совершение операций с денежными средствами на этом счете большинством собственников помещений в этом доме открывают номинальный счет и совершают операции с денежными средствами на этом счете на основании договоров на оказание услуг по формированию и использованию фонда капитального ремонта дома, заключаемых с собственниками помещений в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
3. В соответствии с договорами, указанными в части 1 и 2 настоящей статьи владелец номинального счета многоквартирного дома обеспечивает учет поступающих на номинальный счет взносов на капитальный ремонт, предоставляет по требованию бенефициара информацию обо всех операциях по номинальному счету, информацию по разделу номинального счета такого бенефициара, совершает операции со средствами на номинальном счёте в соответствии с решениями общего собрания собственников помещений и требованиями законодательства.
4. Владелец счета несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за совершение операций по договору номинального счета с нарушением правил, установленных настоящей статьей.
5. Арест, приостановление операций по номинальному счету и списание денежных средств, находящихся на номинальном счете, по обязательствам владельца счета, равно как по не указанным в настоящей статье обязательствам собственников помещений в многоквартирном доме, не допускаются.
6. Договор номинального счета не может быть расторгнут по требованию банка, собственников помещений в многоквартирном доме или владельца счета, если настоящей статьей не предусмотрено иное.
7. В случае поступления в банк заявления владельца счета о расторжении договора номинального счета банк обязан незамедлительно проинформировать об этом собственников помещений в многоквартирном доме.
8. В случае изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в таком доме в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса, денежные средства, накопленные на номинальном счете перечисляются на счета собственников помещений в многоквартирном доме или выдаются им в размере, пропорциональном внесенным ими на номинальный счет суммам взносов за капитальный ремонт.
9. Договор номинального счета не может быть прекращен по основаниям, указанным в статье 859 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 178. Операции по номинальному счету многоквартирного дома
1. По указанию владельца номинального счета могут совершаться операции по перечислению денежных средств фонда ремонта дома на цели, предусмотренные статьей 175 настоящего Кодекса, а также могут быть перечислены на другой номинальный счет того же многоквартирного дома, переданы в собственность регионального оператора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Иные операции по номинальному счету не допускаются.
2. Банк обязан контролировать направления использования владельцем номинального счета денежных средств в интересах собственников помещений в многоквартирном доме в пределах и порядке, предусмотренных настоящей статьей.
3. Операции по перечислению с номинального счета денежных средств, могут осуществляться банком по указанию владельца счета в адрес выполняющих соответствующие работы (предоставляющих услуги) лиц при предоставлении следующих документов:
1) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания о проведении соответствующих работ (оказании услуг) или решения органа местного самоуправления в случае, указанном в части 6 статьи 197 настоящего Кодекса;
2) договора о проведении работ (оказании услуг), заключенного уполномоченным лицом;
3) акта приемки выполненных работ (услуг) по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Указанный акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на проведение работ (услуг) в размере не более тридцати процентов от стоимости таких работ (услуг) по договору.
4. Операции по перечислению с номинального счета денежных средств на возврат кредитов и на уплату процентов по кредитам, полученным на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, могут осуществляться банком по указанию владельца номинального счета в адрес банка, предоставившего такой кредит на основании:
1) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания о заключении кредитного договора с банком с указанием такого банка, суммы и цели кредита;
2) кредитного договора.
5. Банк, в котором открыт номинальный счет, вправе отказать в выполнении распоряжения владельца номинального счета о совершении операции, по которой не представлены документы, указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Статья 179. Переход прав и обязательств по номинальному счету при смене бенефициара
1. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходят права предыдущего собственника (бенефициара) по договору номинального счета.
2. Средства на номинальном счете предыдущего собственника (бенефициара) не подлежат возврату такому собственнику (бенефициару).
3. При изменении бенефициаров номинального счета такие изменения вносятся в договор номинального счета на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности на помещения в многоквартирном доме в течение одного года после такого изменения.
Глава 17. Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов
Статья 180. Региональный оператор
1. В целях создания условий для формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, собственниками помещений в которых не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта или такое решение не было реализовано, и обеспечения проведения капитальных ремонтов общего имущества в таких многоквартирных домах создается специализированная организация - оператор фондов капитального ремонта таких многоквартирных домов (далее - региональный оператор).
2. Региональный оператор учреждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 181. Имущество регионального оператора
1. Имущество регионального оператора формируется за счет:
1) взносов учредителя;
2) взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, реализующих способ формирования фонда капитального ремонта путём передачи взносов на капитальный ремонт в собственность регионального оператора на возвратной основе (далее – участники централизованной системы капитального ремонта);
3) других не запрещенных законом поступлений.
2. Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, установленных настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации.
3. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации средства, поступившие региональному оператору от собственников помещений одних многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта у регионального оператора, могут быть на возвратной основе использованы на ремонт других домов, накапливающих денежные средства у этого же регионального оператора, при этом законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться, что указанное взаимное финансирование допускается исключительно в рамках муниципального образования
Статья 182. Функции регионального оператора
1. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на регионального оператора могут возлагаться следующие функции:
1) получение взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах;
2) открытие номинальных счетов многоквартирных домов и совершение операций по этим счетам;
3) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в пределах полученных взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этих домах предоставление займов на капитальный ремонт многоквартирных домов, являющихся участниками региональной системы капитального ремонта;
5) предоставление поручительств по кредитам, предоставляемым банками на капитальный ремонт многоквартирных домов;
6) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта;
7) осуществление функций заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся участниками централизованной системы капитального ремонта;
9) иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и уставом регионального оператора.
2. Порядок реализации региональным оператором своих функций, в том числе порядок финансирования региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяется законом субъекта Российской Федерации и решениями органов управления регионального оператора.
Статья 183. Передача взносов на капитальный ремонт в собственность регионального оператора
1. В случае если в субъекте Российской Федерации создан региональный оператор, на которого возложена функция по формированию фондов ремонта многоквартирных домов путем аккумулирования взносов на капитальный ремонт, собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о способе формирования фонда ремонта многоквартирного дома путем передачи взносов на капитальный ремонт в собственность региональному оператору, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда ремонта многоквартирного дома, заключают с региональным оператором договор о формировании и использовании фонда капитального ремонта дома в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации.
2. В соответствии с договором, указанным в части 1 настоящей статьи, собственник помещения в многоквартирном доме обязуется передавать в собственность региональному оператору взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома в срок, установленный региональной программой капитального ремонта
3. Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан заключить договор с подрядной организацией, контролировать сроки и качество выполнения работ.
4. В случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома региональный оператор обязан перечислить денежные средства в сумме остатка средств фонда капитального ремонта этого дома на номинальный счет этого многоквартирного дома.
5. Региональный оператор несет ответственность за качество работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с гражданским законодательством.
6. В случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено формирование фондов ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда ремонта многоквартирного дома или выбранный ими способ не был реализован, путем передачи взносов на капитальный ремонт собственников помещений в таких многоквартирных домах в собственность регионального оператора на условиях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, региональный оператор в течение десяти дней с момента истечения срока, установленного в части 5 статьи 170 настоящего Кодекса, должен направить собственникам помещений в таком многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление таким многоквартирным домом проект договора об оказании услуг по формированию и использованию фонда капитального ремонта и платежный документ на оплату взноса на капитальный ремонт.
7. Собственники помещений в многоквартирном доме, указанные в части 5 настоящей статьи, обязаны заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по формированию и использованию фонда капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
8. В случае, если до наступления срока проведения капитального ремонта, установленного региональной программой капитального ремонта, в многоквартирном доме был проведен частичный капитальный ремонт, финансирование которого осуществлено без бюджетных средств и средств регионального оператора, при проведении в установленный региональной программой срок капитального ремонта соответствующие работы не выполняются, а средства в размере, равном стоимости указанных работ засчитываются региональным оператором собственникам помещений в этом многоквартирном доме в счет исполнения обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт.
Статья 184. Программа капитального ремонта регионального оператора
1. Региональный оператор финансирует капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений в которых являются участниками централизованной системы капитального ремонта, в соответствии с ежегодной программой капитального ремонта многоквартирных домов, которая утверждается высшим органом управления регионального оператора (далее – программа капитального ремонта регионального оператора).
2. Порядок формирования программы капитального ремонта регионального оператора, в том числе минимальный и максимальный размер финансирования капитального ремонта многоквартирного дома, критерии отбора многоквартирных домов для включения в программу капитального ремонта регионального оператора, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
3. Региональный оператор финансирует капитальный ремонт многоквартирного дома, включенного в программу капитального ремонта регионального оператора, путем оплаты работ (услуг) лиц, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по капитальному ремонту многоквартирного дома, на основании договора с лицом, ответственным за управление таким многоквартирным домом: товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений лицом, указанным в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
Статья 185. Обязанности регионального оператора и собственников помещений в многоквартирных домах при реализации программы капитального ремонта регионального оператора
1. В случае включения многоквартирного дома в программу капитального ремонта регионального оператора, региональный оператор берет на себя обязательства профинансировать в порядке, размере и сроки, установленные такой программой, расходы на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, в том числе, в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта такого дома, предоставить необходимые дополнительные средства на финансирование таких работ на условиях, определяемых региональным оператором в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи, а также заключить договор с подрядной организацией в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
2. Средства, необходимые для проведения капитального ремонта многоквартирного дома и превышающие размер фонда капитального ремонта такого дома предоставляются региональным оператором в форме беспроцентного займа.
3. Возврат займа осуществляется за счет взносов собственников помещений в многоквартирном доме, на капитальный ремонт которого были предоставлены такие средства. Заём может быть возвращен региональному оператору полностью или частично досрочно за счет дополнительных взносов указанных собственников.
Статья 186. Учет фондов ремонта региональным оператором
1. В целях учета фондов ремонта многоквартирных домов, являющихся участниками региональной системы капитального ремонта, региональный оператор формирует в электронной форме учетную систему средств таких фондов (далее – учетная система фондов капитального ремонта).
2. Учетная система фондов капитального ремонта включает сведения по каждому многоквартирному дому, являющемуся участником региональной системы капитального ремонта, в том числе сведения:
1) о начисленных и уплаченных взносах на капитальный ремонт каждым собственником помещения в таком доме, задолженности по их оплате, а также уплаченным пени;
2) о размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт такого дома, в том числе о размере предоставленных займов;
3) о размере остатка задолженности по займам и процентам по ним;
4) об общем размере фонда капитального ремонта такого дома, сформированного у регионального оператора с учетом индексирования средств такого фонда, а также с учетом средств такого фонда, направленных на капитальный ремонт, на возврат займов и уплату процентов по ним.
3. Региональный оператор предоставляет сведения учетной системы фондов капитального ремонта:
1) сведения по фонду капитального ремонта многоквартирного дома - собственникам помещений в таком доме, а также лицу, ответственному за управление таким многоквартирным домов: товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, управляющей организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений лицу, указанному в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса;
2) сведения по фондам капитального ремонта многоквартирных домов - органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления, на территории которых расположены такие многоквартирные дома.
Статья 187. Обязанности регионального оператора по возврату средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу региональный оператор обязан выплатить каждому собственнику помещения в таком доме денежные средства соответствующие доле каждого такого собственника в фонде капитального ремонта такого многоквартирного дома, сформированного у регионального оператора.
Статья 188. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности региональных операторов
1. Деятельность регионального оператора должна соответствовать установленным в настоящей статье и законом субъекта Российской Федерации требованиям к обеспечению финансовой устойчивости такой деятельности.
2. Минимальный срок формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома у регионального оператора, по истечении которого такой многоквартирный дом может быть включен в программу капитального ремонта регионального оператора, определяется законом субъекта Российской Федерации.
3. Размер фонда капитального ремонта многоквартирного дома, после формирования которого такой многоквартирный дом может быть включен в программу капитального ремонта регионального оператора, определяется законом субъекта Российской Федерации.
4. Объем финансирования региональным оператором программы капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе объем финансирования, предоставляемого региональным оператором на возвратной основе, определяется в доле от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за год, предшествующий году реализации такой программы, при этом размер такой доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
5. Дополнительные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора могут устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.
Статья 189. Контроль за деятельностью регионального оператора
1. Контроль за деятельностью регионального оператора в соответствии с настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемыми в случаях, установленных настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется деятельность регионального оператора (далее - контролирующий орган).
2. Контролирующий орган обязан:
1) осуществлять контроль за целевым использованием региональным оператором взносов на капитальный ремонт и иных получаемых им денежных средств;
2) осуществлять контроль соответствия деятельности регионального оператора установленным требованиям к обеспечению финансовой устойчивости такой деятельности;
3) рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями установленных требований к деятельности регионального оператора;
4) направлять региональному оператору предписания об устранении нарушений настоящего Кодекса, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
5) принимать меры, необходимые для привлечения регионального оператора (его должностных лиц), к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. Контролирующий орган осуществляет контроль за деятельностью регионального оператора в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
4. Контроль за использованием средств регионального оператора, полученных за счет государственных и муниципальных средств финансовой поддержки капитальных ремонтов многоквартирных домов, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 190. Аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности регионального оператора
1. Ведение региональным оператором бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности регионального оператора подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке.
2. Принятие решения о проведении аудиторской проверки и выбор аудиторской организации (аудитора) осуществляются региональным оператором. При этом выбор аудиторской организации (аудитора) осуществляется на конкурсной основе.
3. Региональный оператор не позднее чем через пять дней со дня представления аудиторского заключения аудиторской организацией (аудитором) обязан направить копию аудиторского заключения в контролирующий орган.
Статья 191. Ответственность регионального оператора
1. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирном доме, являющемся участником региональной система капитального ремонта, при ненадлежащем исполнении региональным оператором своих обязанностей возмещаются в полном объеме за счет имеющихся в распоряжении регионального оператора денежных средств.
2. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязанностей перед собственниками помещений в многоквартирных домах, предусмотренных договорами, заключенными с ними в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Глава 18. Решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома
Статья 197. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома
1. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено настоящей статьей, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации.
2. В случае если по результатам технического обследования многоквартирного дома, проведенного в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком установления необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома, выявлено несоответствие состояния многоквартирного дома обязательным требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, орган местного самоуправления уведомляет собственников помещений в таком многоквартирном доме о результатах проведенной проверки и о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества, а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за подготовку региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов. Не позднее трех месяцев со дня получения данного уведомления собственники помещений в многоквартирном доме обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором должны принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
3. При наличии необходимости проведения капитального ремонта лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязано представить на общее собрание собственников помещений предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости работ и материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта
4. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома должно содержать в том числе:
а) решение о проведении капитального ремонта и о содержании мероприятий по капитальному ремонту общего имущества;
б) утвержденную смету капитального ремонта общего имущества;
в) утвержденный порядок и сроки осуществления мероприятий по капитальному ремонту общего имущества, в том числе подрядчики, а также существенные условия договоров с ними;
г) порядок финансирования капитального ремонта общего имущества, в том числе в случае недостаточности средств, накопленных за счет взносов на капитальный ремонт, для оплаты расходов на капитальный ремонт, определение размера кредита (займа) и условий его привлечения.
5. Предельная стоимость работ (услуг), которые могут оплачиваться за счет фонда ремонта дома в пределах суммы, сформированной за счет минимальных обязательных взносов на капитальный ремонт, а также за счет государственной или муниципальной поддержки, утверждается ежегодно уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в составе годового плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов. Превышение такой предельной стоимости, а также оплата работ (услуг) не указанных нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 167, настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений, вносимых сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
6. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в течение трех месяцев с момента получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи, решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и порядке его финансирования может быть принято уполномоченными органами местного самоуправления. В этом случае в такое решение включается поручение региональному оператору обеспечить выбор подрядной организации и проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
7. Расходы на капитальный ремонт, проведенный в соответствии с решением органа местного самоуправления, подлежат возмещению собственниками помещений в многоквартирном доме, за счет фонда ремонта этого многоквартирного дома.
Статья 198. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома
1. Региональный оператор исполняет обязанность по финансированию капитального ремонта многоквартирного дома, в сумме и в срок, предусмотренные программой капитального ремонта.
2. Денежные средства перечисляются региональным оператором непосредственно на счет лица, выполняющего работы (услуги) по капитальному ремонту многоквартирного дома.
3. Региональный оператор может предоставлять денежные средства в качестве аванса в размере не более тридцати процентов от стоимости соответствующего вида работ по капитальному ремонту, в том числе включая работы на разработку проектной документации для капитального ремонта многоквартирного дома или отдельных видов работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
4. Основанием для перечисления средств является решение собственников помещений многоквартирного дома или в случае, предусмотренном частью 6 статьи 197, органов местного самоуправления о предоставлении средств для финансирования капитального ремонта, акты приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованные с органом местного самоуправления и подписанные лицами, которые уполномочены действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме.
Глава 19. Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов
Статья 199. Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов
1. Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования могут предоставлять бюджетные средства и (или) осуществлять иные меры государственной, муниципальной поддержки проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
2. В целях планирования и организации проведения капитальных ремонтов общего имущества многоквартирных домов, планирования предоставления государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее – государственная, муниципальная поддержка капитального ремонта) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов (далее – региональные программы капитального ремонта).
3. Региональная программа капитального ремонта формируется на основе предложений органов местного самоуправления городских округов и поселений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и утверждается в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на срок, необходимый для проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
4. Региональная программа капитального ремонта, в том числе включает:
1) сроки реализации региональной программы;
2) адресный перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с указанием планируемого года проведения капитального ремонта каждого многоквартирного дома, видов работ и их стоимости;
3) формы предоставления государственной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов;
4) порядок и условия предоставления государственной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов;
5) критерии включения многоквартирных домов в годовой план реализации региональной программы на следующий год, порядок и сроки изменения указанных критериев, подачи и рассмотрения заявок на участие в программе;
6) порядок и критерии оценки результатов и эффективности реализации региональной программы;
7) порядок и систему показателей (индикаторов) мониторинга исполнения региональной программы;
8) объем бюджетных ассигнований на государственную поддержку капитального ремонта в разбивке по годам реализации региональной программы;
9) условия для привлечения кредитных организаций к кредитованию капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации.
5. В целях реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно утверждается годовой план реализации региональной программы капитального ремонта на очередной год в срок до 15 октября предшествующего года в порядке, определенном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
6. Годовой план реализации региональной программы, в том числе включает:
1) перечень многоквартирных домов, включенных в такой годовой план в целях предоставления государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов;
2) календарный план проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части в течение срока исполнения годового плана;
3) виды и размер государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части, а также объемы финансирования проведения капитального ремонта за счет иных источников по каждому многоквартирному дому, включенному в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части;
4) ожидаемые ключевые показатели изменения технического состояния многоквартирных дома после проведения капитального ремонта.
7. Многоквартирный дом, не являющийся участником централизованной системы капитального ремонта включается в годовой план реализации региональной программы при наличии решения собственников помещений о проведении капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирных домах, осуществляющие формирование фонда ремонта многоквартирного дома на номинальном счете многоквартирного дома, кроме того, должны представить документы, подтверждающие наличие необходимого объема накопленных и (или) привлеченных финансовых средств.
8. Исключение многоквартирного дома из годового плана реализации региональной программы допускается только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений такого многоквартирного дома, а также в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Статья 200. Основные принципы формирования региональной программы капитального ремонта
1. В случае предоставления государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов при реализации региональных, муниципальных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, указанная поддержка предоставляется независимо от реализуемого способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
2. Региональная программ капитального ремонта формируется исходя из необходимости первоочередного проведения капитального ремонта следующих многоквартирных домов:
1) многоквартирных домов, которые требовали проведения капитального ремонта на момент приватизации первого жилого помещения в соответствующем многоквартирном доме, и при условии, что такой капитальный ремонт не был выполнен на дату утверждения соответствующей региональной программы капитального ремонта;
2) многоквартирных домов, признанных требующими проведения капитального ремонта в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Очередность осуществления капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается в соответствии с региональной программой по субъекту Российской Федерации в целом и (или) по каждому муниципальному образованию исходя из критериев, установленных законом субъекта Российской Федерации, которые могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям
3. Исключение многоквартирного дома из региональной программы или перенос на более поздний период установленного региональной программой срока капитального ремонта многоквартирного дома не допускается за исключением случаев принятия соответствующего решения собственников помещений в многоквартирном доме. Исключение многоквартирного дома из региональной программы осуществляется также в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
4. Порядок подготовки региональных и муниципальных программ капитального ремонта и требования к таким программам устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.»
2. Статью 2 изложить в следующей редакции:
«Статья 2
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2004, № 25, ст. 2484; 2005, № 1, ст. 17, 25; № 30, ст. 3104; 2006, № 1, ст. 10; № 8, ст. 852; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3296; № 31, ст. 3427, 3452; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 10, ст. 1151; № 21, ст. 2455; № 25, ст. 2977; № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5430; № 46, ст. 5553; 2008, № 48, ст. 5517;
№ 52, ст. 6229, 6236; 2009, № 19, ст. 2280; № 48, ст. 5733; № 52, ст. 6441; 2010, № 15, ст. 1736; № 49, ст. 6409, 6411; 2011, № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2705; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; № 31, ст. 4703) следующие изменения:
1) дополнить часть 1 статьи 14 пунктом 41 следующего содержания:
«41. содействие своевременному проведению капитального ремонта многоквартирных домов в пределах полномочий, установленных жилищным законодательством;»;
2) пункт 5 части 1 статьи 141 признать утратившим силу;
3) дополнить часть 1 статьи 16 пунктом 41 следующего содержания:
«41. содействие своевременному проведению капитального ремонта многоквартирных домов в пределах полномочий, установленных жилищным законодательством;»;
4) пункт 5 части 1 статьи 161 признать утратившим силу.».
3. Статью 3 изложить в следующей редакции:
«Статья 3
Часть 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2000, № 25, ст. 2728; № 31, ст. 3205; 2002, № 16, ст. 1601; № 19, ст. 1792; № 30, ст. 3024; № 50, ст. 4930; 2003, № 27, ст. 2709; 2004, № 25, ст. 2484; № 50, ст. 4950; 2005, № 1, ст. 17, ст. 25; № 30, ст. 3104; 2006. № 1, ст. 10, 13, 14; № 23, ст. 2380; № 29, ст. 3124; № 30, ст. 3287; № 31. ст. 3427, ст. 3452; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; 2007. № 1, ст. 21№ № 10, ст. 1151; № 13, ст. 1464; № 18, ст. 2117; № 21, ст. 2455; 26, ст. 3074; № 30, ст. 3747, ст. 3805,
ст. 3808; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 13, ст. 1186; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597, ст. 3613, ст. 3616; ст. 48, ст. 5516; № 49, ст. 5747; № 52, ст. 6229.
ст. 6236; 2009, № 7, ст. 772; № 14, ст. 1576; № 29, ст. 3612; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6156, ст. 6163; № 14, ст. 1549; 2010, № 14, ст. 1549; № 15, ст. 1736, ст. 1738; № 19, ст. 2291; № 23, ст. 2800; № 31, ст. 4160; № 40, ст. 4969; № 41, ст. 5190;
№ 46, ст. 5918; № 47, ст. 6030, ст. 6031; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6984, 6991; 2011, № 1, ст. 18; № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3868, ст. 3881; № 29, ст. 4283; № 30, 4283; № 30. ст. 4572, ст. 4590, ст. 4594; № 31, ст. 4703; № 48, ст. 6727, ст. 6730, ст. 6732; № 49, ст. 7039, ст. 7042) дополнить пунктом 76 следующего содержания:
«76) реализация предусмотренных жилищным законодательством полномочий в сфере организации и обеспечения функционирования региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе определение минимального обязательного размера фонда капитального ремонта многоквартирного дома и размера минимального взноса на капитальный ремонт, утверждение и реализация региональных программ капитальных ремонтов многоквартирных домов.».
2. Статью 5 изложить в следующей редакции:
«Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением положений, для которых установлен иной порядок вступления их в силу.
2. До вступления в силу изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, регулирующих отношения по договору номинального счета многоквартирного дома, формирование фонда ремонта многоквартирного дома осуществляется на отдельных банковских счетах, при этом условия открытия таких счетов, права и обязанности владельца счета, банка, собственников помещений в многоквартирных домах по договору такого банковского счета определяются в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, определяющими права и обязанности указанных лиц по договору номинального счета многоквартирного дома.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2013 г. обязаны разработать и принять все нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Федерального закона.
4. Собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов с 1 июля 2014 г.
5. Собственники помещений в многоквартирных домах должны до 1 мая 2014 года выбрать способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации, а в случае непринятия такого решения обязаны заключить соответствующий договор с региональным оператором»