Психологический климат семьи как средство воспитания детей.
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем.
В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает недоверие или доверие к миру.
Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребенка чувство коллективизма. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.
Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. Характер внутрисемейных отношений, нравственно – психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносить навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.
Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание своих детей, их увлечения, образ жизни. Главная причина подростковой преступности одна - безответственное и бесконтрольное отношение родителей к поведению своих детей. В известной истории кроха сын консультировался у папы по вопросам вечных ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо? Наша статистика говорит о том, что всего у 15% современных детей в качестве консультантов по различным интересующим их вопросам выступают родители. Как видите, счет явно не в пользу родителей, а в пользу улицы, в пользу сверстников и старших товарищей, в пользу информаций, получаемых через Интернет и средства массовой информации.
Хочется обратиться к Вам, уважаемы родители!!! Станьте примером для своих детей, создайте достойные условия для жизни, любите своих детей, принимайте участие в их жизни, всегда разговаривайте, будьте в курсе всех дел своих детей!!!
Старший инспектор ПДН
Отд МВД России по г. Сорску Сараева С.В.