Если ребёнка принимают и обращаются
с ним дружелюбно
Он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Воспитание толерантности как один из путей создания благоприятной психологической среды
«Воспитание – это, прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностями, способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры, питающим убеждения.
Основная часть мероприятий проводимые на территории нашего города направлены на сохранение простых человеческих качеств: взаимоуважения, уступчивости, терпимости. Это беседы, всевозможные конкурсы, акции, концерты, проходящие под лозунгом «Молодежь, простив террора» с детьми и подростками проводимые детской музыкальной школой и музеем. В библиотеках города проходят встречи-беседы с родителями и детьми, а также чтение художественной литературы авторов России и мира. Помимо этого в доме культуры «Металлург» ежемесячно проходят концерты, детские конкурсы и городские акции. В школах проводят внеклассные мероприятия, где учащимся объясняют понятие «толерантности».
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается, как способность личности открыто, и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.