УТВЕРЖДАЮ
Председатель комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при
администрации МО г. Сорск
Положение
об «Институте наставничества»
в муниципальном образовании г. Сорск.
I. Общие положения
1. Положение об «Институте наставничества» в муниципальном образовании г. Сорск определяет цель, задачи и порядок внедрения «Института наставничества» в системе профилактики безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних в муниципальном образовании г. Сорск.
2. Правовой основой внедрения «Института наставничества» являются: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», закон Республики Хакасия от 8 июля 2005 года № 50-ЗРХ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия».
3. Наставник - учитель, воспитатель, руководитель (по С.И. Ожегову).
Наставниками могут быть социальные педагоги, классные руководители, члены добровольной народной дружины, члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие граждане, принимающие активное участие в общественной жизни, имеющие жизненный опыт или опыт работы с детьми, при условии их согласия принять на себя обязанности наставника.
II. Цель, задачи наставничества
4. Цель наставничества - эффективное решение проблем детской безнадзорности, снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними в муниципальном образовании г. Сорск.
5. Задачами наставничества являются:
- 5.1. Оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи несовершеннолетним, семьям, состоящим на учете в КДН и ЗП, проживающим в семьях, находящихся в социально-опасном положении;
- 5.2. Организация просветительской работы с родителями, законными представителями для активизации профилактического потенциала семьи;
- 5.3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации жизнедеятельности;
· 5.4. Формирование активной гражданской и жизненной позиции;
· 5.5. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии со всеми органами и учреждениями системы профилактики.
III. Внедрение наставничества
6. Наставничество устанавливается в отношении следующих категорий:
· Несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП;
· Несовершеннолетних, проживающих в семьях, оказавшихся в социально-опасном положении;
7. Несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа с участием наставника, обеспечиваются права и свободы, гарантированные международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня
1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, законом Республики Хакасия от 8 июля 2005 года № 50-ЗРХ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия».
8. Основанием для назначения наставника является постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке несовершеннолетнего на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
9. Наставник назначается из числа лиц, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе;
10. Наставник закрепляется за подопечным, с согласия родителей или законных представителей;
11. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких несовершеннолетних;
12. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
IV. Обязанности и права наставника
13. Наставник обязан:
· Знать основы законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· Осуществлять планирование работы с подопечным;
· Изучать личностные качества подопечного, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение. Принимать участие в разработке и реализации индивидуальной программы по работе с подопечным;
· Оказывать психологическую, социальную, педагогическую помощь подопечным и его семье;
· Вести постоянную профилактическую работу со своими несовершеннолетними: посещать по месту учебы, встречаться с учителями-предметниками и классными
руководителями, способствовать правильной организации свободного времени и досуга подопечного, развивать его интерес к культурным и духовным ценностям, привлекать к занятиям спортом, поддерживать постоянную связь с семьей подопечного;
· Воздействовать на подопечного личным примером, убеждением, разъяснением, дружеским советом, обращая главное внимание на развитие положительных качеств личности подшефного, его творческие способности, содействовать в трудоустройстве, продолжении учебы.
14. Наставник имеет право:
· Знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела, иными документами, характеризующими подопечного;
- Посещать подопечного по месту жительства для ознакомления с социально-бытовыми условиями его проживания;
- Участвовать в профилактической работе с родителями, в целях обеспечения безопасности ребёнка, профилактики алкоголизма и других зависимостей родителей, насилия над ребёнком;
- Присутствовать на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при рассмотрении дела в отношении несовершеннолетнего и его семьи;
- Ходатайствовать перед комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, о досрочном снятии с учета, в связи с исправлением или о принятии мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего и его семьи.
- Положительная динамика успеваемости несовершеннолетнего, посещения учебных занятий,
- Отсутствие конфликтных ситуаций, нарушений общественного порядка,
- Восстановление социальной функции семьи.
V. Планирование работы наставника
15. Планирование работы наставника осуществляется на весь период организации наставничества для подопечного;
16. Индивидуальный план профилактики составляется совместно с руководителем образовательного учреждения, в котором обучается подопечный;
17. Мероприятия наставничества планируются по разделам с учетом рекомендаций психолога.
VI. Завершение наставничества
18. Наставничество завершается отчетом наставника перед комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
19.Деятельность наставника оценивается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по следующим критериям:
19. Отчет наставника утверждается председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и приобщается к личному делу подопечного.
20. На основании предложения председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав руководитель рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.
VII. Поощрение наставников
21. За успешное и качественное исполнение наставником своих обязанностей по представлению комиссии по делам несовершеннолетних в целях стимулирования работы наставника могут использоваться следующие меры:
- Награждение почетной грамотой, благодарственным письмом главы муниципального образования г. Сорск;
- Награждение ценным подарком в рамках конкурса наставников.
- Освещение опыта лучших наставников в средствах массовой информации.