Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии).
Таким образом, оценка профессиональных рисков работников — одна из обязанностей работодателя.
Целью оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.
Оценка рисков представляет собой динамичный процесс, который позволяет работодателю определять превентивные меры, проводить активную политику управления рисками на рабочих местах.
Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:
- какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
- каковы последствия этих событий;
- какова вероятность их возникновения;
- какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка?
Регулярная оценка рисков должна проводиться для всех типов и размеров организаций.
Правильные подходы к оценке рисков позволяют на основе принципов превентивности и постоянного совершенствования:
- учитывать все риски, связанные с производственной деятельностью и возникающие при использовании продукции или услуг, оказываемых другими организациями;
- учитывать поведение человека (темперамент, привычки, рабочее положение, психологические и физиологические его характеристики, внимательность, биомеханические, антропометрические данные);
- использовать систематическую информацию из различных источников (данные о происшествиях и результаты их анализа, данные мониторинга и оценки опасных воздействий химических и физических факторов, данные анализа трудового процесса, включая оценку потенциальной возможности возникновения небезопасного поведения);
- оценивать эффективность принятых мер управления;
- документировать результаты оценки и принятых мер контроля, проводить полноценный анализ для определения достаточности принятых мер или необходимости их улучшения, а также обеспечения согласованности в оценке рисков, выполняемых различными специалистами в разное время;
- осуществлять систематический мониторинг и разрабатывать корректирующие действия.
Внедрение системы управления профессиональными рисками не требует введения каких-то принципиально новых процедур, которые бы увеличили трудозатраты и финансовые расходы работодателя. Оценка профессиональных рисков осуществляется за счет модернизации существующих процедур:
- специальной оценки условий труда, оценки условий труда гигиеническим нормативам, оценки защищенности работников СИЗ;
- медицинских осмотров - по результатам медицинского осмотра (обследования) устанавливается числовая характеристика состояния здоровья (группы здоровья), которая используется для расчета уровня профессионального риска работника;
- производственного контроля и др.
Справочная информация размещена на сайте Минтруда России https://eisot.rosmintrud.ru/otsenka-i-upravlenie-professionalnymi-riskami