Весной 2009 года «Сорский молибден» впервые сообщил читателям о том, что на 8 автомобилей БелАЗ-75131 устанавливается система удаленного доступа. Специалисты компании «ВИСТ Групп» произвели монтаж и настройку оборудования, позволяющего получать информацию с бортовых компьютеров карьерных самосвалов на расстоянии. Это был первый, тестовый этап программы, нацеленной на автоматизацию управления технологического транспорта. В 2012 году он закончился, и началась реализация следующего этапа, на котором аналогичным оборудованием будут оснащены все БелАЗы грузоподъемностью 130 тонн.
Руководитель проекта внедрения автоматизированной системы диспетчеризации горно-транспортного оборудования Вячеслав СТУПИН и наладчик службы компьютерного обеспечения Александр КУЗЬМИН
, как моряки по вантам, карабкаются то вверх, то вниз, по трапам БелАЗов. У них много работы: нужно установить, подключить, настроить оборудование, попутно проверяя и заменяя кабели, которые уже отслужили свое.
- Эта модель БелАЗа уже на заводе оснащается блоком системы контроля загрузки, который обеспечивает водителя данными, необходимыми для эксплуатации самосвала в оптимальном режиме, - пояснил Александр КУЗЬМИН. – Мы подключаем к СКЗ модем, который отправляет информацию в виде СМС-сообщений на сервер. Ведущие специалисты предприятия и компании «Союзметаллресурс» через Интернет могут отслеживать как в режиме онлайн, так и через архив данные о загрузке, расходе топлива, скоростном режиме и маршруте. Кроме того, на нескольких БелАЗах установлены светофоры – сигнальные устройства, с помощью которых машинисты экскаваторов определяют уровень загрузки самосвалов. Белый сигнал – 50% загрузки, желтый – 90%, красный – полная загрузка, стоп.
Александр подключился к работе по наладке и монтажу оборудования, когда этап тестирования был в самом разгаре. К тому моменту уже было ясно: разработчики системы удаленного доступа рассчитывали совсем на другие условия эксплуатации их оборудования. Многое в ходе работы пришлось переделывать, адаптировать с учетом факторов, не учтенных при старте проекта. Кабельную трассу от блока СКЗ до топливного бака пришлось прокладывать по другой стороне корпуса. Это позволило снизить количество сбоев. Возникла проблема и с датчиками подвесок: в зимнее время намерзающий лед постоянно разрывает кабели.
- Для разработчиков неприятным сюрпризом оказался тот факт, что в Сорском карьере бронированные кабели под воздействием агрессивной среды быстро выходят из строя, - пояснил Вячеслав СТУПИН. – Серьезному испытанию на прочность подверглось и оборудование: вибрация, пыль и другие факторы выявили нюансы, над которыми нужно серьезно поработать. Для этого и нужен был тестовый этап. Теперь, когда проверены возможности оборудования, накоплен опыт по эксплуатации и наладке в данных условиях, мы приступаем к внедрению оборудования системы диспетчеризации в полноценном рабочем режиме. Кстати, оборудование устанавливается более совершенное. Водители будут пользоваться интеллектуальными панелями ИП-01 с сенсорным управлением, а возможности программного обеспечения в будущем позволят пользоваться более широким набором настроек. Потенциально данное оборудование может передавать информацию не только о загрузке, пробеге, расходе топлива и GPS-координатах, но и сообщать о причинах простоев и неисправностях. Конечно, до полной реализации проекта предстоит еще немало сделать, но он стоит усилий, так как аналогичные системы внедрены уже на многих горнодобывающих предприятиях и казали свою эффективность на практике.